Сущность религиозной экскурсии и особенности методики ее подготовки

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Экскурсия имеет свою четко определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое.

Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

В 90-е годы 20-го столетия в России вместе с переменами в политической и экономической жизни страны произошли серьезные изменения в общественном сознании по отношению к церкви. Религия вновь становится весомой общественной силой, способной влиять на политику, экономику, нравственность. Реставрируются и строятся новые церковные здания, резко увеличивается число прихожан в храмах, растет интерес к религии среди различных слоев общества.

Одной из форм утоления жажды знании по истории и таинствам религии являются экскурсии в храмы. В настоящее время преобладающее большинство из них организуется для школьников и студентов. Проведением экскурсий занимаются зачастую школьные учителя, многие из которых имеют отрывочные сведения о религии и не владеют методикой проведения экскурсий на религиозные темы. Это связано с тем, что пока еще нет широких возможностей где-либо с ней познакомиться, так как отсутствуют методические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих навыками проведения экскурсий на религиозные темы.

Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В те времена практически все граждане страны являлись прихожанами различных приходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имело достаточно полное представление об истории религии, о святых, церковной атрибутике, церковных таинствах и праздниках.

В различных епархиях и монастырях существовали паломнические службы. Занимались они организацией паломничеств, но не экскурсиями по храмам, в которых не было потребности.

В 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Его председатель В.И. Ленин по отношению к религии взял на вооружение известное высказывание К. Маркса «Религия — опиум для народа». Партия большевиков объявила войну религии и на протяжении более 70 лет декрет 1918 г. служил основой для законодательных актов, определяющих отношение советской власти к религиозным объединениям и носители веры. Кто мог осмелиться организовывать экскурсии в храмы, которые повсеместно разрушались, превращались в складские помещения?!

Поэтому теоретики экскурсионного дела советских времен выделяли 8 типов тематических экскурсий: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, среди которых не было и не могло быть экскурсий на религиозные темы.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы