Особенности проведения религиозных экскурсий

В экскурсиях по православному храму должна быть показана взаимосвязь исторических личностей, святых и святынь с историей церкви и страны. Например, от иконы святого Дмитрия Донского следует переходить к иконе святого преподобного Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия на Куликовскую битву, и далее к образу Донской Матери Божией, просиявшему на Куликовом поле. После рассказа о Дмитриевских субботах (дни поминовения павших воинов князя Дмитрия) можно переходить к панихидном у столу. Такая последовательность показа экскурсионных объектов делает более ощутимой взаимосвязь истории страны и истории церкви, ее обрядов.

В религиозных экскурсиях, как и в других видах экскурсий, для достижения наибольшего эффекта используются методические приемы показа и рассказа.

Методы показа объектов не просты, их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов. В технологии показа следует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание на месторасположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки; 2) характеристику внешних специфических черт объекта. Вторая, содержательная, часть показа подразумевает использование методических приемов показа: предварительного осмотра, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, абстрагирования, показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», панорамного показа, движения вблизи объекта, приема переключения внимания.

Рассказ, как и показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью задачами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему.

Рассказ может строиться на основе индуктивного метода, т.е. от частного к общему, от наблюдений к выводам, или дедуктивного – от общего к частному. В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объекта показа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам.

Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование.

Методические приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием вопросов-ответов, прием заданий, прием новизны материала, прием соучастия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания противоречивых версий, прием проблемной ситуации, прием отступления.

Рассмотренные методические приемы являются при проведении экскурсий основными, не единственными. Помимо методических приемов показа и рассказа в экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала, сделать экскурсию более документальной, доказательной. Чем опытнее экскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует в экскурсиях для достижения поставленной цели.

Особые методические приемы, используемые при проведении религиозных экскурсий: контраста, элементы ритуала, прослушивание звукозаписей, прием заданий, вопросно-ответный методический прием, риторические вопросы.

При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. За годы безверия из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов православной церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий и история церкви давно исключены им программ учебных заведений. Знаниями, достаточными для всестороннего раскрытия темы экскурсии, как правило, обладает только экскурсовод, получивший определенное духовое образование и закончивший духовную семинарию, епархиальное училище или хотя бы катехизаторские курсы.

Следует избегать привлечения к работе в качестве экскурсоводов адептов различных сект. Присущие им фанатичность и тенденциозность изложения материала отвращают слушателей и могут привести к конфликтной ситуации и даже срыву экскурсии.

Экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегда бывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современный язык. Часто за ним стоит понятие, смысл которого утрачен за годы атеизма. Например, плащаница — это полотнище, но такое полотнище, в которое было обернуто тело Господа перед погребением. На ней чудесным образом отобразилось тело Христа. Плащаница является великой христианской святыней. Прямой перевод слова «плащаница» не раскрывает всего смысла символа. Объяснение смысла церковно-богословских терминов дает полноту и образность восприятия духа православия.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы