Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет

Д.В.Чулибаев называет следующие минусы в построении тренировочного процесса юных футболистов, которые, по его мнению, не способствуют эффективному развитию скоростно-силовых способностей, это:

1. Разминки проводятся при помощи однообразных общефизических средств (наклоны, прыжки, ускорения). Отсутствуют упражнения концентрированного воздействия на скоростно-силовые качества.

2. Фактическая направленность тренировочных нагрузок часто не соответствует запланированной, так как тренеры не располагают методикой управления срочным тренировочным эффектом технико-тактических упражнений.

3. В основной части урока нагрузки применяется без учета положительного взаимодействия срочных тренировочных эффектов упражнений. Основным методом распределения нагрузки является повторный, а интервальный метод не применяется совсем.

Как отмечает А.М.У. Кардосо, в существующей практике подготовки юных футболистов 11-12 лет наибольший объем учебно-тренировочной работы направлен на воспитание общей выносливости - 45,8%; на воспитание скоростной выносливости в течение года затрачено 6,1%. Воспитания ловкости и гибкости уделялось 21,3% времени, а силовых возможностей - 6,8% всего временя. На воспитание скорости бега затрачено 11,8% времени, а скоростно-силовых качеств – 8.2%. Соотношение времени, направленного на воспитание различных физических качеств у юных футболистов в возрасте 11-12 лет и применяемого в большинстве детско-юношеских футбольных школ в значительной степени не отвечает требованиям теории и методики футбола. Наибольший объем времени в этом возрасте необходимо уделять воспитанию ловкости, гибкости, скорости и скоростно-силовых качеств. Общую и скоростную выносливость целесообразно воспитывать в более поздней возрасте.

В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов, служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения.

Анализ влияния тренировочных нагрузок, проведённый Лалаковым Г.Е. показал, что увеличение длительности серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут, при одинаковом объеме нагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма. Увеличение объема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100%, при одинаковой длительности серии упражнений, также вызывает различные отпетые реакции организма. Для использования в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема, с длительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, направленные на развитие скоростных качеств, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений равной 3-4 минутам. Именно эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.

Тренировочные нагрузки большого объема, независимо от длительности серии упражнений, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развития скоростных качеств у юных футболистов. Сюда же можно отнести и нагрузку малого объема, с длительностью серии упражнении, равной 5-6 минутам. Нежелательность их применения объясняется теми отрицательными сдвигами в функциональном состоянии, которые они вызывают.

В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, послужили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые поочередно с субмаксимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения. Варианты тренировочных упражнений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количественные характеристики тренировочной нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет

Компоненты тренировочной нагрузки

Объём тренировочной нагрузки, %

40

70

100

40

70

100

40

70

100

1. Количество

серий, упражнений, n

4

6

8

4

6

8

4

6

8

2.Длительность серии упражнений, мин

3-4

3-4

3-4

4-5

4-5

4-5

5-6

5-6

5-6

3.Интенсивность выполнения упражнений

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

Субмак.

4.Пауза отдыха между сериями, мин.

4.0-4.5

4.0-4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

4.0 -4.5

5.Координационная сложность упражнений

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Перейти на страницу: 1 2

Разделы