Методы и методики исследования

Основными методами нашей психокоррекционной работы являлись:

1. Метод Игоря Матюгина, который специально разработан для коррекции психосоматического состояния пациентов с сахарным диабетом цит. по Я.Л. Обухову, 1991 - метод описан во II главе.

2. Мотивы символдрамы:

а) “Цветок” - c него, как правило, начинается психотерапия по методу символдрамы (с него начиналась и наша психокоррекция) - это хороший мотив, так как он используется не только для психотерапевтического воздействия, но и как простой, эффективный тест. Как тест он используется для того, чтобы показать, способен пациент образовывать полноценные кататимные образы.Потрясает тот факт, что почти все пациенты легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетринерованных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, запомнив его цвет, размер, форму и, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и запомнить свои тактильные ощущения и эмоциональные переживания.

Обычно представляют красный или желтый тюльпан, красную розу, герберу, подсолнух, иногда маргаритку - эти цветы относятся к норме. К проблемным цветам относятся черная роза, стальной цветок, увядающий или цветок с обвисшими листьями, или появление сразу нескольких цветков, что вызывает трудность в выборе. Об особой одаренности фантазией говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне. Отсутствие почвы под ногами может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациентам поддержку и похвалу, в независимости от того как ярко были представлены образы /Х. Лейнер, 1996/.

На первом занятии (психокоррекции) очень важно, чтобы пациенты получили положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Пациенты часто бывают под сильным впечатлением после представленного ими образа цветка (от его эстетики, пластики и т.п.), и от того, как интенсивен мир его представлений (его фантазий). Как правило, цветок вызывает приятные переживания у пациентов, открыв глаза и вернувшись к реальности, они слегка улыбаются и имеют счастливое выражение лица.

Благодаря этому мотиву пациенты получают эмоциональный и энергетический заряд.

б) “Место, где мне было хорошо” - пациентам дается задание представить себе место, где им было очень хорошо. После этого следует попросить пациентов, чтобы они поподробней рассмотрели место, где они находятся: что там вокруг; какая там погода, небо; какое время года и какое время дня в образе? Так же, необходимо спросить, как они себя чувствуют и в каком возрасте себя ощущают? Необходимо попросить их, чтобы они запомнили все свои ощущения переживаемые ими в образе.

Обычно пациенты представляют лесные или горные ландшафты, морские или речные пейзажи, а также дачные участки. Благодаря этим представлениям пациенты получают ощущение полноты жизни, энергетический заряд и хорошее настроение.

Этот мотив позволяет пациентам пережить состояние эйфории от увиденного и от тех переживаний, которые присутствовали в образе, позволяет более глубоко расслабиться, а также способствует понижению сахара в крови, что для этих пациентов особенно необходимо.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы